С приходом санкций российские власти решили исключить дефицит товаров широкого потребления с помощью параллельного импорта. Мы решили объяснить, в чем заключается суть этого механизма и какие документы требуются для его работы.
Особенности параллельного импорта
Параллельный импорт – это ввоз товаров из-за рубежа без разрешения правообладателя. Суть его работы можно показать с помощью простой схемы:
То есть от непараллельного импорта он в первую очередь отличается тем, что официальные продажи через дистрибьюторов идут вместе с продажами самостоятельных импортеров.
Обратите внимание, что список продукции, подпадающей под параллельный импорт, постоянно обновляется. На это есть 2 причины:
- Он нуждается в корректировке производителей и номенклатуры, по которой российские компании выходят на заданные показатели объемов и качества.
- Товары удаляются из перечня, если правообладатель решает продолжить сотрудничество с Россией.
Важно: Ознакомиться с актуальными данными можно на сайте Минпромторга.
Что еще важно знать о данной процедуре?
1) Для перепродажи может быть разрешена вся продукция, конкретные бренды или товары с брендами-исключениями.
Если в актуальном перечне указан только код ТН ВЭД, то ограничений нет. Если рядом перечислены бренды, то можно ввозить только их. А если в таблице есть примечание «за исключением», то можно перевозить все, кроме перечисленных брендов.
2) Параллельный импорт ≠ контрафакт!
Предприниматели, которые продают подделки, несут административную и уголовную ответственность. Поэтому для подтверждения факта оригинальности товара у продавца должны быть разрешительные документы. Например, на таможне у вас могут потребовать:
- Данные сертификации и декларирования товаров для параллельного импорта.
- Договор и счета на перевозку.
- Документы, выданные продавцом – инструкции, гарантийные талоны и пр.
- Коммерческий инвойс.
- Лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, если ИП или юридическое лицо зарегистрировано после 2017 года.
- Лицензию.
- Регистрационное удостоверение Минздрава.
- Свидетельство ИНН, если ИП или юридическое лицо зарегистрировано до 2017 года.
- СГР.
- Сертификат происхождения.
- Страховку.
- Техническую документацию.
- Транспортно-перевозочный документ – CMR, МДП, коносамент, транспортная накладная.
- Упаковочный лист, в котором указаны количество единиц товара в упаковке, объем, вес, тип и другие сведения о грузе.
- Устав компании.
- Чертежи, схемы, фото и т. д.
3) У потребителя всегда сохраняется право на гарантию и безопасность продукции, которые он может потребовать от изготовителя, продавца или импортера.
По стандарту, если товар подпадает под гарантийный случай, то продавец ремонтирует его, меняет на исправное изделие или компенсирует недостатки возвратом уплаченной стоимости.
4) Оформление поставки на таможне осуществляется точно так же, как при обычном импорте.
То есть сначала подается декларация, а затем уплачиваются пошлина, НДС и таможенный сбор.
5) Продавец должен всегда следить за новостями.
Ведь власти постоянно обновляют перечни, а также составляют новые правила и законы, касающиеся параллельного импорта товаров, сертификации и декларирования продукции для ввоза.
6) Продавать продукцию можно на любой площадке – в магазинах, торговых сетях, на маркетплейсах.
Какие нужны документы?
Для подтверждения качества, безопасности и оригинальности товаров, полученных с помощью параллельного импорта, компании или ИП необходимо пройти оценку соответствия. То есть в зависимости от того, в какой перечень технических регламентов входит товар, вам нужно будет оформить:
- Свидетельство о государственной регистрации – СГР
Его необходимо получать на продукцию, к которой предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования.
- Сертификат или декларацию
Самостоятельно определить, какой из этих документов вам подходит, можно с помощью идентификации товаров по перечням в техрегламентах.
- Маркировку «Честный знак» или Знак обращения на рынке ЕАЭС
Напомним, что в России действует система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Она позволяет ввести дополнительную меру защиты импортеров от возможных исков от правообладателей.
Кроме того, в перечень разрешительной документации могут входить:
- сертификат безопасности конструкции (СБКТС для автомобилей);
- лицензия Минпромторга на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств + заключение ГРЧЦ;
- нотификация ФСБ.
Оформление с НЦЛ
Если вы хотите быстро и без проблем оформить документы для торговли в России и странах ТС, обратитесь за помощью в компанию «Независимый Центр Лицензирования». Мы занимаемся сертификацией и декларированием продукции, а также помогаем получить:
- свидетельства о госрегистрации (СГР);
- экспертные заключения Роспотребнадзора;
- отказные письма.
Наши преимущества:
- Имеем собственный центр сертификации.
- Работаем по всей России.
- Даем гарантии на услуги, прописанные в договоре.
- Оформляем документы в срок от 5 дней до 2 месяцев.
- Бесплатно отправляем бумаги курьерской доставкой.
- Помогаем продлить срок действия сертификатов и деклараций соответствия на продукцию.
- Предоставляем юридическую поддержку.
- Регистрируем документы в ФСА.
- Проводим инспекционный контроль и технические испытания продукции.
- Составляем ТУ, технологические инструкции и руководства по эксплуатации товара.
- Формируем маркировку и штрих-коды.
- Занимаемся сертификацией товаров для интернет-площадок.
На первой консультации мы ответим на все вопросы и подскажем, какие именно разрешительные документы нужно получать на вашу продукцию.
Материал подготовлен и проверен экспертом:
Руководитель отдела сертификации