Специалисты технического комитета ИСО заключили основной посыл стандарта ISO 9001:2015 в одну фразу: «Say what you do, then do what you say», что в переводе с английского означает «Говори, что ты будешь делать и затем делай, что сказал». Как и в любом коротком обобщении, в этой фразе не отражена концепция непрерывного совершенствования и процессный подход к бизнесу, но она помогает понять, как читать стандарт.
Понимание сути норматива — обязательный этап, предваряющие внедрение СМК по технологии ISO. К несчастью, собственники бизнеса и сотрудники по найму не всегда добиваются внедрения ISO и проходят сертификацию из-за банального непонимания или неправильной трактовки требований ISO 9001:2015.
Начните с изучения Цикла Деминга
Приступая к чтению документации необходимо разобраться в управленческом Цикле Деминга — PDCA. Он подразумевает, что любой бизнес-процесс и общий гиперпроцесс, структурирующий мелкие процессы, должны быть переформатированы с учетом правил этого цикла. Аббревиатуры скрыты в параграфах документа:
- Этап P (Plan) — присутствует во всех параграфах
- Этап D (Do) — сосредоточен в параграфе №7
- Этапы C и A (Check и Act) — сосредоточены в параграфе №8
Напомним, что в ISO 9001:2008 было 8 параграфов, а крайняя редакция под номером 9001:2015 была перестроена по новому шаблону нормативных документов организации. Авторы разложили информацию на 10 параграфов. Как минимум 4 из 10 параграфов основаны на принципах PDCA. Новичкам следует обратить особенное внимание на вдумчивое чтение толкование PDCA, а также понять взаимосвязи, прежде чем изучать и внедрять СМК.
Перечитывайте сложные моменты
К сожалению, это не все трудности. Кандидаты на получение сертификата жалуются на сложные формулировки норматива. Трудные термины, канцеляризмы, витиеватые фразы оставляют читателей «у разбитого корыта». Многие бизнесмены после прочтения документа так и не понимают, что же нужно предпринять, чтобы процессы в компании соответствовали ISO 9001:2015. Поэтому собственники и руководители обращаются к консультантам, а некоторые готовы купить фирму с СРО и ISO.
Разберитесь, где требования, а где – рекомендации
Перед чтением ISO 9001:2015 нужно познакомиться с Директивой ISO/МЭК, вернее, его второй частью. По ее правилам каждое неукоснительное требование должно сопровождаться не размытой формулировкой, а точным императивом — словом «должен». К примеру, «организация должна» — требование. Существуют и слова-эквиваленты: «надо», «требуется», «необходимо», «допустимо, только если». В остальных случаях, например, при использовании конструкции «может», авторы ISO говорят о пожеланиях, а не о требованиях. Следовательно, их можно не выполнять.
Вывод — будьте внимательны к формулировкам и помечайте все императивы карандашом или маркером. Только в редакции ISO 9001:2008 мы насчитали методом декомпозиции 504 требования. Полтысячи требований можно поделить на три фундаментальных группы-стандарта, которые требуют выполнения:
- Удовлетворить потребителей.
- Внедрить процессный подход.
- Постоянно работать над улучшением СМК.
И несмотря на то, что технический комитет сделал шаг в сторону упрощения текста в крайней редакции №9001:2015, для неподготовленного читателя документ все еще тяжел.