Юридическая поддержка вашего бизнеса по всей России
Санкт-Петербург
8 (800) 775-35-97
Звонок бесплатный
Заказать звонок
ГлавнаяСтатьи Изменения в СРО с 1 июля 2017 года

Изменения в СРО с 1 июля 2017 года

Федеральный закон № 372 о деятельности СРО
Утвержденный представителями власти Федеральный закон № 372-ФЗ о деятельности СРО, начавший свое действие 1 июля 2017 года, внес серьезные поправки в деятельность многих компаний.
Он коснулся строительных, проектных, изыскательных организаций. Некоторым из них потребовалось провести реорганизацию штата, сменить саморегулятор по принципу региональности и довнести платежи в компенсационный фонд, если средства СРО находились в одном из банков, потерявших лицензию.
Рассмотрим подробнее, на какие аспекты деятельности повлияли нововведения.

Свидетельства о допуске СРО с 1 июля 2017

Благодаря изменениям в законодательстве от 2017 года, понятие допуска СРО перестало существовать. Теперь для того, чтобы выполнять работы, утвержденные в ст. 52 ГК РФ, компании достаточно иметь членство в саморегулируемом обществе.

Стоит уточнить, что согласно ст. 55.6 ГК РФ, компании могут быть участниками только одного саморегулируемого общества, которое выбирается по принципу региональности для строительных организаций и не имеет ограничения для проектировщиков и изыскателей. Подтверждением ее членства будет являться выписка из реестра. Она необходима при заключении договоров, участии в тендерах и аукционах.

Членство в СРО


В новых поправках к законодательству четко определены критерии компаний, которым нужно оформлять членство в саморегулируемом объединении.

Поэтому прежде, чем выбирать общество для вступления, стоит разобраться, каким фирмам необходима выписка реестра членов СРО для получения допуска к работам, а кто может обойтись без этой дорогостоящей процедуры.

Стоит отметить, что количество предпринимателей, которые смогли отказаться от членства в саморегуляторы после законодательной реформы составило несколько десятков тысяч.

Когда членство в СРО обязательно

Чтобы понимать, нужно ли компании получать членство в СРО, необходимо учесть изменения, которые содержатся в ст. 47, ст. 48 и ст. 52 ГК РФ. Согласно этим нормативным актам, вступление в саморегулируемую организацию является стандартным требованием для ИП и юридических лиц, которые:

  • заключают соглашение напрямую с застройщиком или техзаказчиком;
  • подписывают контракт с лицами, получившими разрешение на эксплуатацию земельных участков, находящихся в государственной собственности;
  • подписывают договор с лицами, ответственными за эксплуатацию зданий и сооружений.

Все требования относятся к заключенным соглашениям, размер которых превышает 3 млн. рублей.

Когда членство в СРО не требуется

Изменения в законодательстве о СРО от 2017 года внесли поправки в список компаний, которым теперь не требуется допуск на работы. К ним относятся:

  • Организации, работающие только по договорам субподряда, объем обязательств по которым не более 3 млн. рублей.
  • Государственные унитарные и казенные предприятия, выполняющие задачи в сфере реконструирования, строительства или восстановления объектов.
  • Муниципальные или частные учреждения, которые более чем на 50% принадлежат органам власти.
  • Муниципальные или частные учреждения, организованные публично-правовыми образованиями (ППО), или содержащие более 50 % средств ППО в уставном капитале.

Регионализация СРО

Одним из изменений в деятельности СРО, которое привело к активным действиям его членов, является внедрение принципа региональности. Он означает, что строительные компании должны могут быть участниками саморегулируемых организаций только того региона, в котором они зарегистрированы. Согласно ч.3 ст.55.6 ГК РФ, принцип региональности касается исключительно фирм, которые занимаются строительством. Если компания входила в состав саморегулятора другого региона, она имела возможность перейти в другое объединение, подав заявку в период 04.07.2016 по 01.07.2017.

Вторым нововведением, касающимся региональных особенностей работы, является запрет на открытие филиалов и подразделений СРО в других регионах.

Компенсационные фонды

Компенсационные фонды СРО также не обошли стороной изменения. По новому закону в рамках каждого общества должно быть сформировано два фонда: компенсационный фонд возмещения вреда (КФ ВВ) и появившийся впервые – компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОД). Первый создается в обязательном порядке, а второй – только по соглашению членов сообщества.

Взносы в фонды уплачиваются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в зависимости от уровня ответственности.


Формирование второго КФ ОДО

Создание КФ ОДО не является обязательным, поскольку его наличие требуется только для саморегулируемых сообществ, участники которых планируют участие в тендерах на крупные заказы. Чтобы он был сформирован, за это должны проголосовать не менее 15 участников объединения проектировщиков и изыскателей или не менее 30 участников строительных объединений.

Данный фонд является материальной базой, которая помогает обеспечить имущественную ответственность участников саморегулятора. При невыполнении ими условий контракта на строительные, проектные или изыскательные работы, причинении ущерба, возместить убытки потерпевшей стороне можно с помощью средств данного фонда.

Внесение взносов в компенсационный фонд объединения является необходимым условием участия в аукционах и тендерах. Оно регламентируется Федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Согласно их требованиям, потенциальный участник конкурсной процедуры должен предоставить выписку реестра саморегулируемого объединения и подтверждение внесения взноса в КФ ОДО. Данный платеж должен соответствовать совокупной ответственности по договорам.

Единый реестр СРО

Инициатива по созданию Единого реестра СРО была выдвинута еще до изменений 2017 года. Форма данного документа утверждена приказом Ростехнадзора от 25 марта 2015 года № 114, а найти его можно на официальном сайте НОСТРОЙ и НОПРИЗ. 
Главная цель данного ресурса – предоставление заказчикам, потенциальным участникам саморегулируемых сообществ, а также другим заинтересованным лицам информации о саморегуляторах и его членах. В нем содержатся:

  • данные о регистрации, размере компенсационного фонда, регионе саморегулируемого общества;
  • сведения о регистрации, статусе и регионе участников саморегулятора. 

В 2018 году для более удобной передачи данных в НОСТРОЙ были созданы личные кабинеты саморегуляторов. В них представители объединений могут оперативно загружать и корректировать информацию о себе и своих членах. 

Национальный реестр специалистов

НРС представляет собой автоматизированную информационную базу аттестованных и квалифицированных специалистов, работающих в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.

Изменения в деятельности СРО с 1 июля 2017 года коснулись и кадрового состава участников объединения. Теперь в штате каждого члена объединения должно числиться два и более сотрудника, внесенных в Национальный реестр специалистов (НРС). Это является обязательным условием вступления в саморегулируемое объединение.

Требования к специалистам

Для того, чтобы попасть в Нацреестр, специалист должен соответствовать определенным требованиям:

  • высшее образование по профильной специальности;
  • общий трудовой стаж в профильной области от 10 лет;
  • стаж работы не менее 3 лет на инженерной должности в сфере проектирования, строительства или изысканий;
  • свидетельство о улучшении квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
  • справка об отсутствии неснятой или непогашенной судимости;
  • заявление на работу для иностранных граждан.

Подготовить скан-копии данных документов и заявление может сам специалист или его компания, которая планирует получить свидетельство участника СРО или хочет сохранить свое членство.

После того, как комплект документов будет собран, его необходимо передать на рассмотрение в НОПРИЗ (для изыскателей и проектировщиков) или НОСТРОЙ (для строителей). Организации выносят решение о внесение специалистов в НРС или в отказе в течение 3-х дней.

Контроль деятельности СРО

Государство осуществляется постоянный контроль над деятельностью СРО, имеющих допуск к работе, который регламентируется Федеральным законом №294-ФЗ. Право на проведение проверок деятельности саморегуляторов имеет Ростехнадзор.


В статье 55.19 ГК РФ содержится информация о типах и частоте аудита, который может быть:

  • плановым и выполняться не чаще, чем раз в два года;
  • внеплановым и назначаться для устранения нарушений, выявленных в ходе плановой проверки, или при наличии жалобы на несоответствие деятельности саморегулятора законодательным нормам.

В случае выявления частых и грубых претензий во время проверок саморегулируемой организации, она может быть исключена из реестра.

Контроль деятельности членов СРО

Деятельность саморегуляторов контролируется государственными органами. Но не стоит забывать, что и СРО обязана следить за работой своих участников. Согласно Федеральному закону №315-ФЗ года на саморегулируемую организацию накладывается обязанность отслеживания деятельности своих членов. Она должна осуществляться путем плановых проверок – не реже одного раза в три года, и не чаще одного раза в год.

Также в данном нормативном акте содержится информация о допустимости внеплановых проверок. Они проводятся при наличии жалоб на несоблюдение членом объединения его стандартов и правил. Во время внепланового аудита изучаются только факты, указанные в претензии.

Подробная информация о том, какие именно аспекты деятельности отслеживает СРО, содержится в статье 55.13 ГК РФ. Они включают в себя контроль:

  • соблюдения членами объединения законодательства РФ и требований Нацобъединения в области градостроительной деятельности, технического регулирования, выполнения проектных, конструкторских, изыскательных и строительных работ, сноса капительных строений;
  • исполнения членами объединения обязательств по подрядным договорам в деле строительства, проектных изысканий, проектирования, сноса капитальных объектов, которые заключены на конкурсной основе.

Применение мер дисциплинарного воздействия

Изменения в деятельности СРО, которые внес закон 2017 года в ГК РФ, позволили расширить полномочия саморегуляторов не только в части проверок, но и наказаний. Если в ходе аудита будут выявлены какие-либо нарушения, саморегулируемая организация вправе будет применить дисциплинарные меры, указанные в ст.10, ч. 4. Федерального закона №315-ФЗ. К ним относятся:

  • предписание об устранении нарушений в указанный срок;
  • вынесение официального предупреждения;
  • денежный штраф (он будет зачислен не на счет саморегулятора, а в КФ);
  • рекомендация об исключении из состава саморегулируемой организации;
  • другие виды наказаний, прописанные во внутренних документах саморегулятора.

Информация еще об одной мере взыскания содержится в статье 55.15 ГК РФ. Она предполагает приостановление строительной, проектной или изыскательной деятельности участника-нарушителя до того момента, как коллегиальный орган управления саморегулируемого объединения не примет решение о снятии запрета.

Если такая мера воздействия была применена к члену СРО, который не согласен с ней, он может обратиться в арбитражный суд для обжалования решения.

Другие материалы раздела СРО