Каждый, кто так или иначе связан со строительством, с некой периодичностью проверяет изменения в градостроительном кодексе. Обычно они переворачивают все с ног на голову и внезапно оказывается, что так как делали раньше больше делать нельзя или что все лицензии, полученные ранее нужно переделывать, потому что они более не соответствуют принятым стандартам. К счастью, ничего не меняется медленнее, чем законы. Поэтому о первых ласточках нововведений становится известно еще за год до вступления их в силу и профессиональное сообщество успевает подготовиться не только морально, но и нормативно.
Из чего состоит градостроительный кодекс
Первая редакция этого документа была принята еще в 98 году. На данный момент актуальной является вторая редакция.
Градостроительный кодекс состоит из 9 глав:
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
- Глава 3. Территориальное планирование
- Глава 4. Градостроительное зонирование
- Глава 5. Планировка территории
- Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
- Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
- Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений
- Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
- Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
- Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
Когда были приняты последние изменения
2016 год стал одним из переворотных. В нем было принято достаточно большое количество изменений в различных статьях градкодекса, некоторые из них настолько сильно всполохнули профессиональное сообщество, что любое упоминания о них все еще вызывает скрежет зубов. Например, внедрение национального реестра специалистов.
Вступление в силу изменений было назначено на 2017 год. Первая часть начала действовать с первого месяца года, а вторая – с 1 июля.
Изменения, вступившие в силу с января 2017
Проект внесения изменений в градостроительный кодекс с 01.01.2017 включает в себя:
Расширение базы терминологии
Значительные изменения коснулись первой статьи градостроительного законодательства с общими положениями, принципами законодательства, терминологией и прочим.
Сильно расширилось значение термина «градостроительный регламент». Были внесены критерии ограничения использования участков, на которых планируется проведение работ по развитию территории, расчет показателей минимального уровня обеспечения территорий различными объектами инфраструктуры – транспортной, социальной, коммунальной, а также их доступность для населения.
Было отредактировано понятие «красные линии». Теперь это линии, обозначающие границы территорий:
- занятые или предназначенные линейными объектами,
- общего пользования.
Введен термин «линейные объекты» – линии электропередач, связи, трубопроводы, дороги, ж/д пути.
Было произведено сужение понятия «парковка», но внесен новый термин – «машино-место».
Свои определения получили и словосочетания:
- элемент планировочной структуры,
- деятельность по комплексному и устойчивому развитию территорий.
Изменения полномочий органов власти
До декабря 2016 года уполномоченные органы утверждали планировки, а точнее документацию на них, только для объектов, значение которых приравнено к федеральному. С января месяца, со вступлением в силу изменений градостроительного кодекса, они будут утверждать необходимые документы во всех случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Изначально проекты согласовывались только для застройки исторических районов, теперь же согласования генпланов, правил землепользования и застройки относятся и к планированию:
- муниципальных поселков;
- генпланам поселений;
- городским округам.
Градостроительный план земельного участка
Были внесены изменения в карту градостроительного зонирования. Теперь на нее в законодательном порядке должны быть нанесены границы, внутри которых будет осуществлены работы по устойчивому развитию территории, в случаях если подобные работы планируются. Бонусом можно назвать то, что периметр можно отобразить на отдельной карте, а не на основной. Правда широко развернуться не удастся – ареол развития должен соответствовать одной или нескольким территориальным зонам.
У земельных участков и объектах капстроительства был изменен градостроительный регламент. Теперь он должен содержать информацию о показателях расчёта:
- Минимально допустимого уровня обеспечения территории коммунальной, транспортной, социальной инфраструктурой.
- Максимально допустимого уровня доступности вышеперечисленных объектов инфраструктуры для граждан, в случае если в указанной области подразумеваются работы по комплексному и устойчивому развитию.
При подготовке правил землепользования и застройки надлежит обеспечить возможность размещения объектов, чье значение приравнивается к местному, региональному или федеральному, а также градостроительных регламентов.
В тех случаях, когда вышеуказанное требование будет проигнорировано органам власти выдается право отправить требование главе поселка или округа о внесении изменений в правила. После получения информации о несоответствии от уполномоченных органов, у глав будет 30 календарных дней на корректировку документации.
Для каждой территориальной зоне, для которой разрабатывается градостроительный регламент, необходимо определить главные виды разрешений на использование земельных участков, а также для объектов капитального строительства.
Для земельных участков были ужесточены нормы на предельные размеры, а также на параметры разрешенного строительства и реконструкции объектов капстроительства.
Деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории
Еще одно внесение изменение в градостроительном кодексе связано с комплексным развитием территории. Введение такого понятия связано с необходимостью изобретения велосипеда, а точнее – механизма для использования территорий жилого, общественно-делового и производственного назначения.
На данный момент оно осуществляется при помощи освоения:
- застроенных районов;
- территорий для строительства домов эконом-класса;
- комплексных территорий;
- по инициативе правообладателей территории;
- по инициативе органов самоуправления.
Последние два пункта вступили в силу в январе 2017 года.
Разрешения на строительство
Было скорректировано понятие «разрешение на строительство». Теперь оно подтверждается только, если на землю не распространяется действие регламента или подобный документ не создается для данного вида участка. К заявлению на получение необходимо будет приложить градостроительный план, срок которого не менее трех лет на момент обращения. А также необходимо будет предоставить документально заверенное решение общего собрания собственников парковочных мест многоквартирного дома. Если в процессе работ общая площадь уменьшиться, то нужно дополнить обращение согласием собственников машино-мест.
Для ИЖД были отредактированы документы, подаваемые до начала строительства вместе с запросом о выдаче разрешения.
При строительных или реконструкционных работах капитального строительства, расположенного в исторических поселениях, были разработаны особые условия для подачи заявления на разрешение строительных работ. Были также учтены и зафиксированы последствия несоблюдения требований.
Изменения, вступающие в силу с июля 2017
Но профессиональное строительное сообщество пугает не столько уже вступившие в силу изменения градостроительного кодекса, сколько те, которые только собираются становиться законом.
Национальный реестр
Одно из самых ожидаемых событий года – начало работы национального реестра специалистов для инженерных изыскателей, проектировщиков и строительных СРО. Официально он должен начать функционировать уже 1 июля 2017 года.
Ведение реестра было делегировано национальным объединениям – НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Уже совсем скоро для того, чтобы строительная компания могла работать на законных основаниях, то есть иметь членство в СРО, ей необходимо будет иметь в штате двух и более специалистов (ГИП или ГАП), включенных в НРС.
Указанные сотрудники должны соответствовать минимальным требованиям:
- иметь высшее профессиональное образование в сфере строительства;
- иметь стаж работы более трех лет на инженерных должностях в организациях, задействованных в строительстве, реконструкции или капитальном ремонте зданий;
- общий трудовой стаж в области строительства должен быть не менее десяти лет;
- повышения квалификации по профессии не менее раза в пять лет;
- разрешение на работу (для иностранцев).
На данный момент большинство опасений связано с тем, что реестр не начнет эффективно работать с 1 числа июля. Нормативные правовые акты не дают право нац. объединениям проводить сбор информации о специалистах. Это означает, что перечень специалистов, даже в предварительном варианте, нельзя подобрать заранее. А федеральная статья в этом отношении крайне строга – с 1 июля 2017 года СРО должны предоставить документы о включении специалистов в НРС. В противном случае их деятельность будет незаконна.
Изменения порядка вступления в СРО
Изменения в градостроительном кодексе затронули и порядок получения членства в саморегулируемой организации. Вступление в СРО необходимо для строителей, инженерных изыскателей и проектировщиков для проведения работ в сфере строительства.
Последние нововведения освобождают от получения членства СРО те лица, размер обязательств которых по каждому заключенному договору не превышает трех миллионов рублей.
Получение членства также не нужно для юр. лиц, проводящие строительные подрядные работы в интересах публично-правового образования, включая ситуации, когда выполняются функции тех. заказчика. К этой категории относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, организации на коммерческой основе с долей в публично-правовом образовании не более 50%.
После вступления в силу, также будет предусмотрено то, что компания, вышедшая из одного СРО, сможет вступить в другую саморегулируемую организацию только по прошествии одного календарного года. При этом не делается разницы между добровольным выходом из объединения и прекращением членства в силу несоответствия или нарушения требований.