Теория промышленной безопасности. Набор документов для снижения рисков
Год назад – 4 марта 2013 года – был принят ФЗ №22, внесший ряд корректировок в закон о промышленной безопасности. Основным изменением стало деление опасных промышленных объектов на 4 класса опасности и установление индивидуальных требований к мерам безопасности для каждого класса. Наивысшую опасность представляют объекты, причисленные к I классу. Контролировать их свойства решено в режиме постоянного госнадзора. Объекты I и II классов опасности стали подлежать обязательному декларированию, а также проходить ежегодные плановые проверки. Для ОПО III класса опасности установлена одна проверка в 3 года, по отношению к IV классу регулярные проверки не предусмотрены.
На этом мероприятия по повышению уровня безопасности ОПО не закончились, и в июне того же года вышло постановление с новыми требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью. Требования касаются только тех предприятий, на которых эксплуатируется ОПО I и II классов опасности. Кроме состава документации, в постановлении учтено, что для каждой конкретной организации или группы организаций система управления разрабатывается отдельно.
Какие документы обезопасят ОПО
К содержанию документации системы управления представлены следующие требования.
- Документ, декларирующий цели и обязательства эксплуатирующих организаций (понятно, что характер и суть этих сведений должны быть направлены на сведение риска аварии к наименьшему показателю)
- Положение о системе управления промышленной безопасностью
- Информация о проведении контроля над соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО
- Подробный план мероприятий по преодолению опасности аварии
- Прочие документы, подтверждающие исправную работу системы безопасности (их список приведён в положении о системе управления промышленной безопасностью).
С 1 января 2014 года система управления промышленной безопасности стоит на двух опорах – ранее введённом международном стандарте OHSAS 18001 и вступившим в силу постановлении Правительства РФ №536. Судя по количеству документов, которые требуются теперь для подтверждения безопасности эксплуатации ОПО, переход от теории к практике может затянуться.